Документы для бизнеса

Все самое необходимое для вашего бизнеса

ТЕМЫ

Причины и порядок создания совместного предприятия

Деловые партнеры из разных стран хотят объединить свои усилия и финансы для обоюдной выгоды: позволяет ли такое сотрудничество российское законодательство? Да, совместное предпринимательство – достаточно распространенный вид хозяйствования и сотрудничества, то есть развития внешнеэкономических отношений.

Рассмотрим порядок организации совместного предприятия (СП) в современных отечественных реалиях, уточним цели и возможные формы его создания, проследим этапы, которые необходимо для этого пройти. В статье будет проанализирована структура совместного предприятия и факторы, касающиеся налогообложения такой деятельности.

Что означает термин «совместное предприятие»

В правовом поле термин «совместное предприятие» не имеет строгого определения. Так можно назвать и способ хозяйствования, и форму сотрудничества, и конкретную экономическую структуру. Анализируя основной смысл данной деятельности, можно дать следующее определение СП.

Совместное предприятие – это самостоятельная экономическая единица, в которой иностранный и отечественный капитал сливаются для получения обоюдной прибыли. Другими словами, это финансовое сотрудничество российских предпринимателей с зарубежными.

Характерные признаки совместного предприятия:

  • совместная собственность, совместные ресурсы, совместная прибыль;
  • управление и распределение рисков тоже совместное;
  • основные средства находятся на отечественной территории, но принадлежат всем сторонам СП;
  • права на произведенные товары или оказанные услуги равные у российских и зарубежных контрагентов;
  • реализовать продукцию можно в любой сотрудничающей стране или сразу в нескольких;
  • деятельность СП подчиняется законам Российской Федерации;
  • СП обладает такими же правами и обязанностями, как и любое другое юридическое лицо на территории РФ.

СПРАВКА! Понятие, полностью синонимичное совместному предприятию, но являющееся более современным – «предприятие с иностранными инвестициями». Законодательно на сегодняшний день организация СП регламентирована Федеральным законом РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 года № 160-ФЗ.

Ключевые цели создания совместного предприятия

Любое инвестиционное сотрудничество, прежде всего, предусматривает обоюдную финансовую выгоду, причем не только личную, но и общегосударственную. Помимо этой очевидной цели, совместное предприятие создается ради решения таких задач, как:

  • добавление на отечественный рынок новых товаров и услуг;
  • привлечение инвестиционных вливаний в экономику страны;
  • расширение экспортной сети, эффективный выход на иностранные рынки;
  • сокращение доли импортной продукции за счет производства аналогичной на своей территории (импортозамещение);
  • расширение территории для сбыта, поиск новых партнеров;
  • более открытый доступ к различным ресурсам;
  • облегчение модернизации и внедрения инноваций;
  • снижение рисков (общий риск делится на количество партнеров);
  • совершенствование налоговой системы и др.

Формы совместных предприятий

Участвовать в капитале другой страны можно по-разному. Законы РФ не запрещают любых форм внешнеэкономического сотрудничества. Совместное предприятие можно разделить по следующим критериям:

  1. По размеру участия иностранного капитала: инвестор из другой страны финансирует деятельность частично или полностью:
    • если доля финансовых инвестиций составила 100%, то при регистрации СП понадобится личное присутствие руководителя инвестирующей фирмы (или всех руководителей, если в СП несколько членов);
    • если другие страны финансируют СП только частично, их представителей можно ввести в состав правления нового юрлица путем внесения доли в инвестиционный капитал.
  2. По типу представителя:
    • СП создается с иностранной компанией, то есть юрлицом;
    • иностранным партнером становится предприниматель – физическое лицо.
  3. По организационно-правовой форме:
    • общество с ограниченной ответственностью;
    • акционерное общество;
    • простое товарищество;
    • инвестиционное товарищество;
    • возмездное оказание услуг по договору;
    • работа по договору агентской деятельности.

Этапы создания совместного предприятия

Прежде чем возникнуть, совместное предприятие должно пройти ряд обязательных с точки зрения логики и отечественного права шагов:

  1. Выяснение совместных задач будущих партнеров, согласование целей.
  2. Экономический анализ потенциального СП: расчет затрат и возможных прибылей, исчисление рентабельности, срока окупаемости финансовых вложений.
  3. Выбор конкретных партнеров для совместного предпринимательства.
  4. Подписание договора о намерениях.
  5. Сбор необходимого пакета документов.
  6. Разработку учредительных документов создаваемого СП.
  7. Регистрацию СП в соответствии с выбранным правовым статусом.

Что необходимо для создания совместного предприятия

Чтобы начать процедуру создания СП, нужно точно определиться относительно ключевой информации, необходимой для этого действия в соответствии с отечественными законами:

  • название предприятия, включающее его организационно-правовой статус (АО, ООО и т.п.);
  • виды деятельности, которыми планирует заниматься совместное предприятие (в России они позиционируются в кодах ОКВЭД);
  • информация о лицах, учреждающих предприятие (физических или юридических);
  • размер будущего уставного капитала и его форма (денежная и/или натуральная);
  • доля участия каждого партнера в уставном капитале;
  • актуальный юридический адрес (по месту госрегистрации);
  • личные данные руководящего звена СП (директора и главного бухгалтера);
  • предпочитаемая система налогообложения.

Налогообложение совместного предприятия

В совместном предприятии можно пользоваться любой налоговой системой. По умолчанию, если специально не оговорить это при регистрации, будет применена общая.

Самая популярная – упрощенная система – вправе использоваться, если доля иностранного инвестора меньше четверти всего капитала (до 24%). Перейти на нее можно сразу после регистрации.

Структура совместного предприятия

Законодательство разрешает определять ее самостоятельно. Обычно она соответствует общепринятой структуре выбранной организационно-правовой формы. Рассмотрим ее на примере одной из самых распространенных форм СП – акционерного общества:

  1. Высший орган управления – собрание всех акционеров.
  2. Совет директоров – осуществляет управление между общими собраниями. Количество директоров должно быть нечетным (для возможности принятия решения голосованием), их должно быть 3 и более в ЗАО, и более 5 – в АО.
  3. Правление – утверждается советом директоров.
  4. Генеральный директор – назначается из числа директоров на общем собрании учредителей. Он является официальным представителем СП во всех инстанциях. Его подпись правомочна на любых документах, кроме прямой компетенции правления и совета директоров.
  5. Ревизионная комиссия – периодически проверяет финансы и отчетность предприятия.

Риски создания и функционирования совместного предприятия

Плюсы совместной экономической деятельности очевидны, они определяются поставленными задачами. Но если «что-то пойдет не так»? На какие негативные стороны СП нужно обратить внимание? Недостатки, характерные для совместного предпринимательства:

  • меньшая степень свободы в принятии решений и осуществлении действий;
  • сложность полноценного партнерства с потенциальными конкурентами инвесторов («враг моего друга – мой враг»);
  • рассекречивание ноу-хау (особенно в случае расставания партнеров);
  • частое ощутимое несоответствие капиталов компаний и, как следствие, разные «весовые категории», то есть разный уровень и цена риска;
  • финансовая и репутационная взаимозависимость;
  • возможность поглощения более сильной компанией.

На эффективность деятельности СП в негативную сторону могут сильно повлиять некоторые факторы, во многом являющиеся следствием различия экономических моделей и образа мышления иностранных партнеров:

  • неверное понимание партнерами целей и задач СП (или их умышленное искажение одной из сторон);
  • существующие или возникающие в процессе взаимодействия конфликты;
  • разногласия, обусловленные разницей культур, стилем предпринимательства и управления;
  • недостаток искренности и откровенности у партнеров, особенно на первых стадиях СП.