Документы для бизнеса

Все самое необходимое для вашего бизнеса

ТЕМЫ

Как осуществляется продажа товарного знака

Товарный знак является нематериальным активом. Хотя это и не физический объект, из него можно извлекать прибыль. Знак можно покупать и продавать. Рассмотрим особенности реализации актива в этой статье.

Порядок продажи

Товарный знак является интеллектуальной собственностью. Для реализации таких объектов нужно оформлять лицензионный договор или соглашение об уступке. Рассмотрим особенности этих документов:

  • Договор отчуждения является основанием для передачи полных прав на знак другому лицу.
  • Лицензионное соглашение дает право эксплуатировать товарный знак при выполнении заданных условий в течение определенного срока.

И то, и другое соглашение нужно зарегистрировать в ФИПС (Роспатент). Если документ не зарегистрирован, он не будет считаться действительным. Реализация актива выполняется в три этапа:

  1. Оформление договора.
  2. Подача документов в ФИПС.
  3. Получение зарегистрированного соглашения об отчуждении в Роспатенте.

Соглашение об отчуждении заключается на основании статей 1232 и 1488 ГК РФ.

По какой стоимости продавать товарный знак

Как определить рыночную стоимость нематериального актива? Для этого приглашается независимый оценщик. При оценке он руководствуется этими критериями:

  • Конкурентоспособность знака.
  • Лояльность потребителей.
  • Стабильность на рынке.
  • Репутация компании, которой принадлежит товарный знак.
  • Возможность извлечь коммерческую выгоду.

Представитель компании должен предоставить оценщику все необходимые документы и сведения:

  • Свидетельство на товарный знак.
  • Описание знака.
  • Сведения о расходах, которые были понесены при получении прав на актив.
  • Описание продукции или услуг, которые помечены знаком.
  • Информация о масштабах продаж за год.
  • Источники извлечения прибыли от использования актива.

После исполнения всей необходимой работы составляется отчет об оценке. Это документ, который имеет юридическую силу. То есть он может фигурировать в коммерческих сделках, в судебных заседаниях и при формировании бухгалтерских отчетов.

Необходимая документация

Договор об отчуждении – это не единственная бумага, которую нужно предоставить в рамках продажи товарного знака. Потребуются эти документы:

  • Заявка от собственника нематериального актива.
  • Соглашение об уступке товарного знака (три заверенных прошнурованных договора).
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.
  • Свидетельство на актив.

В Роспатент нужно предоставить также эти сведения:

  • Полное наименование сторон сделки.
  • Банковские реквизиты всех участников.
  • ФИО руководителей компаний с указанием их должностей.
  • Перечень продукции и услуг, на которые может распространяться товарный знак.
  • Свидетельство на актив или его регистрационный номер.

К СВЕДЕНИЮ! Регистрация соглашения об отчуждении длится на протяжении 2-2,5 месяцев. Процедуру можно ускорить. Для этого нужно обратиться в Роспатент.

Основные особенности продажи актива

Право на актив передается в момент госрегистрации соглашения. Если собственник знака не является резидентом страны, соглашение об уступке можно подать только посредством национального патентного поверенного. Передача прав на актив не может быть частичной. Если осуществляется неполная передача прав, оформляется лицензионный договор.

Базовые особенности оформления соглашения об уступке:

  • Составление в письменной форме.
  • В строке «Предмет соглашения» прописываются номера регистраций всех отчуждаемых активов.
  • Подавать в орган можно копии, однако они должны быть нотариально заверенными.
  • Передача актива не осуществляется, если это может повлечь за собой введение покупателей в заблуждение.

Пошлина за регистрацию соглашения составляет 13 500 рублей. Если в сделке участвует несколько знаков, за каждый из них прибавляется 1 500 рублей.

Рассмотрим остальные особенности продажи товарных знаков:

  • Сходные товарные знаки не могут принадлежать различным ЮЛ. То есть нужно продавать их или комплектом, или не продавать вовсе.
  • Что понимается под введением потребителя в заблуждение при реализации знака? К примеру, наименование фирмы совпадает с обозначениями на товарном знаке. В этом случае покупатель может спутать продукцию одного производителя с товаром от другого производителя.
  • В соглашении об отчуждении нужно указать стоимость сделки. Альтернативный вариант – заключение безвозмездного договора без указания стоимости. Однако второй вариант менее выигрышен, так как закон не предполагает заключения безвозмездных сделок между ЮЛ.
  • Срок действия лицензионного договора должен соответствовать сроку действия товарного знака. Если период действия знака продлевается, то и срок действия соглашения нужно продлить.
  • В лицензионном соглашении нужно указать размер лицензионных платежей, а также периодичность их выплат.
  • Регистрировать в ФИПС нужно не только договоры, но и любые изменения и дополнения к ним. Также нужно регистрировать и расторжение соглашения.

К СВЕДЕНИЮ! Неверно оформленные документы могут привести к признанию сделки ничтожной.

Налоговый учет и бухучет

Порядок учета при реализации товарного знака:

  1. Отражение в обеих формах учета дохода от реализации актива согласно пункту 7 ПБУ 9/99 «Доходы фирмы», установленных приказом Минфина №33н от 6 мая 1999 года. Также регулирующим документом является пункт 1 статьи 249 НК РФ.
  2. Отражение остаточной стоимости и трат, связанных с реализацией. Фиксация сведений регулируется пунктом 11 ПБУ 10/99 «Расходы фирмы», установленных приказом Минфина №33н от 6 мая 1999 года. Также фиксация сведений регулируется пунктом 1 статьей 268 НК РФ.
  3. Исчисление НДС со стоимости актива.

Рассмотрим корреспонденцию счетов, актуальную при продаже активов:

  • ДТ62 КТ91/1. Признание дохода от реализации активов.
  • ДТ05 КТ04. Списание амортизации.
  • ДТ91/2 КТ04. Списание остаточной стоимости.
  • ДТ91/2 КТ68/2. Исчисление НДС.
  • ДТ91/2 КТ76. Оплата госпошлины.

Если используется лицензионное соглашение, проводки в учете покупателя и продавца будут различными.

Учет у продавца

Для учета нужно открыть субсчет «Активы, переданные в использование» к счету 04 «Нематериальные активы». На стоимость активов начисляется амортизация на основании пункта 38 ПБУ 14/2007 «Учет НМА», установленных приказом Минфина №153н от 21 декабря 2007 года. Начисление также регулируется пунктом 1 статьи 265 НК РФ. С дохода от продажи исчисляется НДС на основании пункта 2 статьи 153 НК РФ. Необходимо признать доход от продажи на основании пункта 4 статьи 271 НК РФ. Проводки будут следующими:

  • ДТ51 КТ76. Получение аванса по лицензионному соглашению.
  • ДТ76 КТ68/2. Отчисление НДС с аванса.
  • ДТ76 КТ91/1. Признание части прибыли от реализации.
  • ДТ20, 25, 26, 44 КТ05. Начисление амортизации.
  • ДТ92/2 КТ68/2. Начисление НДС с ежемесячных платежей.
  • ДТ68/2 КТ76. Вычет НДС из аванса.

Проводки будут различаться в зависимости от типа лицензионных платежей: единовременные или регулярные.

Учет у покупателя

Товарный знак не переходит в собственность продавца, а значит, учитывается этот актив за балансом. Лицензионные платежи считаются расходами отчетного периоде на основании пункта 30 ПБУ 14/2007.

Проводки будут следующими:

  • ДТ20, 25-26, 44, 91 КТ76. Ежемесячные платежи за пользование активом по договору.
  • ДТ19 КТ76. НДС.
  • ДТ68 КТ19. Вычет НДС.
  • ДТ76 КТ51. Перечисление платежа за лицензию.

Если сделан единовременный платеж, последняя проводка использоваться не будет.