Документы для бизнеса

Все самое необходимое для вашего бизнеса

ТЕМЫ

Как оформляется продажа непрофильных активов

Активы организации разграничиваются по разным признакам. Один из этих признаков – характер эксплуатации в деятельности предприятия. Активы могут быть профильными и непрофильными. Первые используются в основной деятельности субъекта, а вторые – нет.

Признаки непрофильных активов

Признаки непрофильных активов (НА) оговорены в Приказе №526 от 30.12.2014. Рассмотрим их подробнее:

  • Не соответствуют стратегическим целям предприятия.
  • Эксплуатация не в полном объеме.
  • НА представляют собой фактически балласт для предприятия.
  • Объекты, находящиеся на предприятии в избыточном объеме.

Бухгалтер должен учитывать эти критерии. Они обязательны при обнаружении непрофильных активов. Обнаруженные непрофильные объекты объединяются в комплекс.

Преимущества реализации непрофильных активов

Компания может продать свои активы. Это решение влечет за собой эти преимущества:

  • Привлечение дополнительных финансов.
  • Уменьшение трат на содержание и обслуживание непрофильных активов.
  • Увеличение инвестиционной привлекательности.
  • Увеличение конкурентоспособности.
  • Концентрация только на тех ресурсах, которые принципиальны для деятельности предприятия.

Реализация позволяет организации избавиться от балласта и сконцентрировать свои силы на главном направлении. Необходимо учитывать, что непрофильные объекты нуждаются в обслуживании, учете. Потому ненужное выгодно просто продать. Процесс реализации отлажен, так как с проблемой избавления от непрофильных активов сталкиваются многие фирмы.

Наличие НА у компании – это, как правило, итог приватизации или реорганизации субъектов. Эти процедуры осуществлялись в девяностых годах, после чего у новых владельцев появлялись ненужные объекты. В связи с возникшей ситуацией был установлен порядок реализации непрофильных активов.

Основные особенности реализации непрофильных активов

Методология, утвержденная Приказом №372 Росимущества от 26.09.2014 года, является главным актом, регулирующим выявление активов и их извлечение из комплекса. Эта методология является материалом для консультации. Она используется в качестве пособия. То есть там не дано четко установленных правил. На основании приведенных положений можно разработать свой порядок определения НА.

Единица управленческого учета – это один актив или комплекс НА, которые участвуют в извлечении прибыли. При установлении профильности этих активов нужно иметь ввиду комплекс задач, стоящих перед фирмой. Эти задачи и стратегии деятельности предприятия прописаны во внутренних документах.

НА рекомендуется объединять в комплекс. Рассмотрим пример. В процессе инвентаризации обнаружился станок, причисляемый к непрофильным активам. Он не может являться единицей управленческого учета, так как он не оказывает существенного вклада в бюджет. Если на предприятии есть другие станки, рекомендуется объединить их в один комплекс.

Алгоритм подготовки к реализации

Решение о профильности активов и их реализации принимается советом директоров предприятия. На совете формируется определенное поручение. На его основании осуществляется анализ активов. Анализ подразделяется на три этапа:

  1. Подготовка. Проводится инвентаризация активов. После этого они входят в реестр единиц управленческого учета.
  2. Статус. Активам присваивается статус путем соотнесения их функций со стратегией предприятия.
  3. Заключительный этап. Установление профильности в границах одной единицы учета.

По итогам подготовительных мероприятий осуществляются эти меры:

  1. Формирование программы по продаже НА, утверждение документа на совете директоров.
  2. Уведомление о решении совета директоров главного акционера. Главным акционером считается государство.

Последний вариант актуален в том случае, если непрофильные активы не обнаружены.

Программа по продаже непрофильных активов

Составленная программа по реализации включает в себя эти факты:

  • Критерии отнесения объектов к непрофильным.
  • Реестр, в который входят НА.
  • Указание на документы о правах собственности на НА.
  • Информация о том, есть ли обременения.
  • Данные о балансовой стоимости объектов.
  • Информация о методах, которые были применены в границах продажи активов.
  • Порядок исполнения реализации.
  • Сроки отчуждения объектов.

К программе прилагаются копии правоустанавливающих бумаг. Приведенная программа является, по сути, шаблоном. Его нужно придерживаться, однако полное следование положениям не обязательно. Отклонение от программы допустимо тогда, когда выявлены еще и профильные активы. Если их мало, можно включить эти объекты в приведенную программу. Реестр под немногочисленные объекты формировать бессмысленно.

Главным аукционером непрофильных активов считается государство. Оно не дает четкий порядок реализации. Существуют лишь рекомендации, на которые может опираться компания. Алгоритм продажи в конкретном случае определяется индивидуальными нюансы. Предприятие может подстраивать стандарты под себя.

К СВЕДЕНИЮ! Избавиться от непрофильных активов можно различными методами, такими как реализация, ликвидация, передача на государственный баланс.

Как осуществляется продажа? Практически в стандартном порядке. Предприятие может реализовать активы на аукционах. Оно также может найти покупателей посредством объявления на своем сайте.

Государственный контроль над реализацией

Эффективность продажи непрофильных активов определяется акционером. Последний основывается в своих оценках на плане продаж. Плановые показатели сравниваются с фактическими. Последние определяются по итогам продажи активов. Рекомендуется поквартально планировать продажу объектов, подлежащих отчуждению.

Государственный контроль над итогами реализации осуществляется этими способами:

  1. Текущий. Контрольные мероприятия исполняются каждый квартал. Реализуются они обычно с помощью электронных инструментов. Информацию никуда не нужно подавать. Сведения для контроля размещаются в личном кабинете, сформированном на межведомственном портале. Компания, регистрируясь в личном кабинете, получает перечень вопросов. Она должна ответить на них в форме отметок или сообщений. Именно эта информация подлежит контролю.
  2. Итоговый. Предполагает объединение данных за корпоративный год. Этот инструмент нужен для гарантии прозрачности процедуры взаимодействия предприятия с НА. Компания должна предоставлять годовые отчеты. В них приводится сводная информация по активам, их перечень, процесс воплощения программы по реализации. Если предприятие не выполнило какой-либо пункт программы, оно должно предоставить письменные объяснения.

Выше упоминались преимущества, которые обеспечивает реализация НА. Правильно организованный процесс продажи позволяет действительно получить все приведенные выгоды. Процедура позволит увеличить прибыль предприятия, поднять его капитализации.

Бухучет реализации непрофильных активов

При отражении реализованных активов в отчетности нужно ориентироваться на ПБУ 9/99, 10/99. Счета учета используются на основании Плана счетов и Приказа №94н. Рассмотрим стандартные проводки:

  • ДТ62 КТ91. Реализация актива. Фиксируется по своей договорной стоимости в структуре прочих доходов предприятия.
  • ДТ91 КТ68. Выделение НДС.
  • ДТ91 КТ1, 7, 10, 8. Списание непрофильных активов с учетом их балансовой стоимости.

Реализация непрофильных активов – это трудоемкая процедура. Для ее адекватного проведения нужны соответствующие знания. Если бухгалтеру не хватает этих знаний, можно обратиться за профессиональной помощью.