Документы для бизнеса

Все самое необходимое для вашего бизнеса

ТЕМЫ

Проверяем потенциального контрагента

Любой бизнес – это всегда взаимодействие: необходимо находить партнеров для выполнения взаимных обязательств, которые влечет за собой подписание любого договора. Принцип «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» в этом контексте напрямую работает на налоговую инспекцию: в случае выявления неблагонадежности вашего партнера в зоне внимания окажетесь и вы, не говоря уже о том, что можете потерять время, финансы и доброе имя. Вот почему важно не пренебрегать предварительной проверкой контрагента на благонадежность.

Рассмотрим принципы проведения данной проверки и ее основные пути.

От чего обезопасит проверка контрагента

Благонадежность – это способность партнера своевременно выполнять свои финансовые обязательства. Проще говоря, это выяснение статуса компании, с которой предполагаются договорные отношения: «на плаву» ли она в данный момент. Если оформить отношения с организацией, которая неожиданно объявит себя банкротом либо будет бесконечно задерживать все операции, бизнесмен рискует:

  • своими средствами – ведь при процедуре ликвидации фирмы вернуть удастся совсем немногое;
  • временем – из-за не вовремя выполненных обязательств может пострадать производство или сорвутся другие сделки;
  • репутацией – очерненное имя компании вследствие связи с нечистыми на руку партнерами потом бывает очень трудно восстановить («То ли он украл, то ли у него украли, но что-то такое было»);
  • неприятностями с налоговой инспекцией – фирму с неблагонадежными партнерами могут заподозрить в «отмывании» денег, попытке не платить положенные налоги, «необоснованной финансовой выгоде» и пр.

Если неблагополучной окажется иностранная фирма-партнер, проблем будет еще больше:

  • таможенная служба может не пропускать ваши грузы через рубеж;
  • налоговики не примут к вычету НДС;
  • банк может приостановить транзакцию и уж обязательно известит о ней валютный контроль;
  • контролирующие органы по поступившим сигналам затеют масштабную выездную проверку, а они редко оказываются безрезультатными.

Обезопасить себя от таких рисков можно только профилактикой – предварительной «разведкой» относительно потенциального контрагента.

ВАЖНО! Ответственность за выбор партнера лежит исключительно на организации, как с точки зрения налоговых органов, так и по мнению других потенциальных партнеров. Иными словами, смотри, с кем заключаешь договор.

Что должно содержать досье на контрагента

Какими сведениями о партнере будет подтверждена его благонадежность? Нужно правдиво ответить для себя на следующие вопросы о потенциальном контрагенте:

  1. Насколько сегодня финансово состоятельна организация-партнер? Необходимо уточнить:
    • наличие долгов, кредитов;
    • неоплаченные штрафы и пени;
    • возможное участие в процедуре ликвидации или банкротства и т.п.
  2. Что известно о руководстве фирмы? Случается, что некоторые учредители официально дисквалифицированы либо по суду отстранены от возможности занимать свою должность. Тревожный звонок, если у руководителя «под крылом» сразу много мелких фирм, особенно если некоторые из них на грани банкротства.
  3. Имеет ли фирма право на данную деятельность? Важно проверить разрешения и лицензии на те виды деятельности, которые их требуют, и отражение этой возможности в уставных документах.
  4. Как давно организация является действующей? Молодость фирмы еще не говорит о ее неблагонадежности, но солидный срок весомее свидетельствует в ее пользу.
  5. Там ли расположена, где зарегистрирована? Не всегда несовпадение юридического и фактического адреса – крамола. Но следует проверить, не является ли зарегистрированный адрес массовым (для более чем 10 организаций), применяемым специально для «однодневок», а также можно ли вообще вести бизнес в помещении, находящемуся по обозначенному адресу.

К СВЕДЕНИЮ! Полный список пунктов, указывающих на возможную неблагонадежность контрагента, приведен в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333 и письме Минфина РФ от 17 декабря 2014 года № 03-02-07/1/65228.

Что попросить у будущего партнера

Если контрагент благонадежен, для него не составит проблемы предоставить для проверки следующие документы:

  • свежую выписку из ЕГРЮЛ – она покажет, насколько актуальны сведения из учредительных документов и правдива ли информация относительно обнародованной в ФНС;
  • уставные документы – полностью, а не выписки, так как их нужно будет сверить с информацией из ЕГРЮЛ;
  • свидетельства ИНН и ОГРН – для проверки совпадений сведений в ЕГРЮЛ и учредительных бумагах;
  • полномочия подписаниа договора (это может быть устав, протокол об избрании или назначении, доверенность на оформление договора и т.п.);
  • лицензии и разрешения на определенные виды деятельности, если договор предусматривает именно их;
  • при крупных сделках – финансовую отчетность за предыдущий год;
  • копию карты из банка с образцами подписей – понадобится, если есть сомнения, что подписывается именно руководитель.

Пути поиска информации о контрагенте

На сегодня применяются несколько направлений изучения благонадежности партнеров:

  • рекомендации тех, кто уже имел с ними дело и кому вы доверяете – наименее достоверный путь, ибо «Доверяй, но проверяй»;
  • обращение к специалистам, например в детективное агентство;
  • изучение документации контрагента и самостоятельное принятие решения;
  • сопоставление предоставленной информации с открытыми данными в сети Интернет.

Почти исчерпывающие сведения о потенциальном партнере можно получить онлайн. Для этого существуют как специальные сервисы, так и данные на официальных ресурсах.

Алгоритмы контрагентских проверок

Рассмотрим подробнее несколько способов проверки благонадежности партнеров через Интернет:

  1. Поиск по ИНН на официальном сайте ФНС РФ. Этот ресурс предоставляет сразу несколько направлений для освещения полезной информации о любом юридическом лице. Выберите соответствующую вкладку: «Юридическое лицо» или «Индивидуальный предприниматель/КФК» и впечатайте ИНН или ОГРН/ОГРНИП. Можно ввести и полное наименование фирмы и регион действия. Запросы бесплатны. Вы можете узнать:
    • данные ЕГРЮЛ, в том числе и вносимые изменения, если таковые были;
    • долги по налогообложению;
    • сведения о дисквалификации ответственных лиц и их отстранении по суду;
    • готовящееся исключение из ЕГРЮЛ, если оно планируется;
    • какими еще фирмами руководит то же лицо, что и интересующей вас;
    • не входит ли ее юридический адрес в список массовых.
  2. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Скоро на сайте ФНС будут обнародоваться также и другие важные данные о фирмах, ранее признаваемые налоговой тайной: прибыль и затраты за последний год, количество персонала, какие налоги были уплачены вовремя и не вовремя, назначены ли штрафы, пени.

  3. Возможности программы «1С: Бухгалтерия 8». Она содержит сервис под названием «Контрагент» с функцией «досье», позволяющей довольно полно проверить статус партнера. «Досье» по новому или уже знакомому контрагенту формируется автоматически и содержит:
    • данные ЕГРЮЛ;
    • бухгалтерские данные (по Росстату);
    • предварительную оценку рисков, основанную на показателях и критериях, заложенных в программу (кредитоспособность, рентабельность активов и продаж, возможность банкротства).
  4. Сервис «Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности» открывает множество важных данных о компании или ИП. Чтобы внести в этот реестр данные, помимо полученных из федеральных ресурсов, организации дополнительно платят. Поиск сведений по ИНН, названию или другому идентификатору бесплатны.
  5. Портал Государственной автоматизированной системы РФ «Правосудие» откроет тайну судебных решений относительно интересующего контрагента.
  6. Государственные базы данных и официальные сайты позволят проверить основную информацию о партнере:
    • ЕГРЮЛ;
    • Росстат;
    • Торгово-промышленная палата РФ (если компания ее член, значит, хозяйственная деятельность действительно ведется);
    • сайт Генпрокуратуры РФ (информация о плановых и внеплановых проверках юрлиц);
    • сайт Главного управления по вопросам миграции МВД России (для проверки действительности паспорта руководителя);
    • реестры лицензий (на сайтах органов, их выдающих);
    • реестры недобросовестных поставщиков (по ИНН или ФИО);
    • картотека арбитражных дел (лучше, чтобы контрагента там не оказалось);
    • сайт Национального расчетного депозитария (для проверки АО) – данные о стоимости акций и их обращении;
    • сайт Цетробанка позволит получить информацию о ликвидированных фирмах, с которыми нет связи по адресу из ЕГРЮЛ.
  7. Платные ресурсы поиска информации о контрагенте:
    • частные реестры юрлиц и ИП;
    • детективные агентства.
  8. Дополнительные источники, из которых можно узнать о репутации организации, конфликтах, связанных с ней, тендерах, судебных разбирательствах и т.п.:
    • новостные сайты;
    • специализированные форумы;
    • доски объявлений;
    • простой поиск в Гугле по фамилии руководителя или названии фирмы – контекст скажет о многом.

Подробная проверка контрагента перед заключением договора практически обезопасит от возможных рисков, но следует помнить, что чрезмерная подозрительность негативно сказывается на взаимоотношениях. В этой операции, как и во всех остальных бизнес-процессах, следует придерживаться золотой середины.