Документы для бизнеса

Все самое необходимое для вашего бизнеса

ТЕМЫ

Проведение инвестиционного анализа предприятия

Главная цель существования любой коммерческой структуры – получение дохода. Одним из способов достижения этой цели является инвестирование. Вкладывать средства следует только после того, как проведен инвестиционный анализ. Он позволяет установить целесообразность выбранного способа инвестирования.

Что такое инвестиционный анализ

Инвестиционный анализ (ИА) – это комплекс мероприятий, нужных для формирования эффективного бизнес-плана, установления степени целесообразности инвестирования. Анализ позволяет обосновать выбранный способ инвестирования.

Когда нужно проводить анализ?

Инвестиционный анализ можно разделить на две категории:

  1. Предметный анализ. Исследование проводится до начала сделки. Оно принципиально для принятия решения о целесообразности инвестирования. В процессе осуществляется анализ всех аспектов, которые могут повлиять на ход инвестирования. Предметный анализ предполагает формирование целей инвестирования и задач. Рассчитывается степень риска. Определяется социальная значимость проекта и стратегия по управлению им.
  2. Временный анализ. Проводится на протяжении всего инвестиционного проекта.

ВАЖНО! Инвестиционный анализ является некраткосрочной мерой, но динамическим мероприятием. Его проведение в процессе реализации проекта позволяет скорректировать задачи и цели, повысить эффективность.

Функции инвестиционного анализа

Рассмотрим функции инвестиционного анализа:

  • Формирование структуры сбора информации, нужной для эффективного инвестирования.
  • Установление рисков, которые возможны на различных ступенях проекта по вложению средств.
  • Поиск альтернативных способов инвестирования.
  • Создание базы для принятия решений.
  • Установление очередности инвестиционных мероприятий.
  • Создание базы для принятия решений, касающихся привлечения средств.

ИА является многофункциональным инструментом.

Задачи инвестиционного анализа

Рассмотрим задачи ИА:

  • Подбор источников финансирования, которые обеспечат ожидаемый результат.
  • Выбор подходящих решений, касающихся инвестирования, которые повысят конкурентоспособность компании.
  • Анализ степени риска для инвесторов.
  • Определение степени доходности проекта.
  • Повышение качества вложений.

Инвестиционный анализ позволяет сформировать базу под все этапы инвестиционного проекта.

ВАЖНО! Основная цель анализа – определение целесообразности и эффективности проекта. Просчитываются результат его реализации и выгоды от проекта. Если выгоды от инвестиций будут недостаточными, проект не будет утвержден.

Методы инвестиционного анализа

Для различных типов инвестиций предназначены различные методы анализа.

Анализ реальных инвестиций

Реальные инвестиции (РИ) отличаются от финансовых. Отличия определяют используемые методы. Рассмотрим их:

  • Доход от реальных инвестиций можно ожидать только в долгосрочной перспективе (год или больше).
  • Объем РИ достаточно большой.
  • РИ обычно имеют непосредственную связь с долгосрочными целями компании.

Все рассматриваемые отличия должны быть учтены при проведении анализа. Исследование проводится по двум направлениям:

  1. Исследование экономической эффективности вкладов.
  2. Определение степени рисков.

Исследование экономической эффективности вкладов проводится такими способами, как:

  • Учетная оценка. Основана на текущей оценке значений проекта. При этом не учитывается такой фактор, как время. Учетная оценка характеризуется простотой, а также наглядностью. Однако рассматриваемый метод считается вспомогательным.
  • Динамический метод. Оценка проводится с учетом такого фактора, как время. Метод считается более точным.

Для оценки степени рисков применяются различные математические методы.

Анализ финансовых инвестиций

Анализ ФИ может выполняться множеством методов. Рассмотрим основные из них:

  • Фундаментальный. Основная цель этого метода – оценка привлекательности ценных бумаг, динамика изменения их стоимости. В процессе анализируется глобальный рынок, отдельные отрасли. Данный метод позволяет исследовать фундаментальные вопросы.
  • Технический. В его рамках формируется прогноз относительно стоимости ценных бумаг. Прогноз основывается на изменении цен в прошлом. Технический анализ позволяет определить оптимальный момент для покупки и реализации бумаг.
  • Портфельный. В процессе осуществляется анализ инвестиционного портфеля. Основная цель метода – исследование соотношения значений доходности и риска, выбор оптимального портфеля.

Методы могут использоваться как по отдельности, так и в комплексе.

Порядок проведения анализа

Можно выделить следующие этапы инвестиционного анализа:

  1. Формирование информационной основы. Собираются сведения, на основании которых будет выполняться анализ.
  2. Проведение предварительного исследования. В частности, проводится предварительный анализ внешних факторов, условий инвестиционной среды.
  3. Оценка внешних факторов. На этом этапе исследуется сам рынок, внешние параметры, которые могут оказывать влияние на инвестиционную привлекательность.
  4. Исследование объема свободных средств в компании. Нужно это для того, чтобы определить размер денежных средств, которые будут направлены на инвестирование. На этом этапе также исследуется потенциал организации.
  5. Исследование экономической стабильности.
  6. Создание заключения об инвестиционном проекте, основанного на комплексе факторов.
  7. Проведение сравнительного анализа.

Этапы анализа могут варьироваться в зависимости от цели проведения исследования.

Пример анализа

Компанией используется оборудование для производства изделий. В этом году появилось оборудование с теми же функциями, однако оно более производительное, мобильное и быстрое. Приобретение техники позволит увеличить объем производства продукции, уменьшить затраты на изготовление. Первоначальная стоимость оборудования составила 32 тысячи долларов. По нему начислялась амортизация в течение 10 лет. На текущий момент стоимость оборудования составляет 15 тысяч долларов. Новое оборудование стоит 55 500 долларов. Срок его службы – 8 лет. После истечения этого времени оборудование будет превращено в лом. Стоимость этого лома составит 1 500 долларов.

Показатель производительности нынешнего оборудования равен 200 тысячам единиц готовых изделий в год. При эксплуатации нового оборудования рассматриваемое значение увеличится на 25%. Руководство организации уверено, что весь этот объем продукции удастся реализовать. Текущие траты на единицу продукта:

  • 12 центов – выплата зарплат.
  • 50 центов – затраты на сырье.
  • 24 цента – накладные расходы.

При эксплуатации нового оборудования траты будут следующими:

  • 8 центов – выплата зарплат.
  • 47 центов – затраты на сырье.
  • 16 центов – накладные расходы.

Траты на выплату зарплат снизились за счет того, что эксплуатация нового оборудования позволила уволить одного оператора. Процесс стал более автоматизированным. Траты на сырье сокращаются за счет того, что уменьшаются потери. На основании этих значений составляется таблица. В данном случае размер начальных инвестиций составляет 35 625 долларов (с вычетом дохода от продажи старого оборудования, налоговых вычетов).