Документы для бизнеса

Все самое необходимое для вашего бизнеса

ТЕМЫ

Особенности проведения аудита консолидированной отчетности

Консолидированная отчетность представляет собой совокупность всех отчетностей фирм, которые входят в единую группу компаний. Эта документация включает в себя информацию о прибылях, убытках, активах, обязательствах. При этом не учитываются задолженности одной компании перед другой, переводы и прибыли. То есть это общая информация. Консолидированная отчетность предполагает большой объем документов. Поэтому аудит в данном случае очень сложен.

Планирование аудита консолидированной отчетности

В нормативных актах отсутствуют положения, касающиеся именно проверки консолидированной отчетности. По этой причине порядок процедуры формируется практическим путем. Первый шаг в рамках проверки – планирование мероприятия. План зависит от специфики проверяемой компании, системы рисков. Планирование выполняется по этим направлениям:

  • Изучение специфики работы компании.
  • Исследование системы локального контроля.
  • Анализ элементов риска.
  • Создание программы проверки.

Особенности аудита определяются спецификой деятельности субъекта. Если проверка не будет отличаться индивидуальным характером, она не станет эффективной. Чем больше сведений получит аудитор об организации, тем лучше. Рассмотрим аспекты, которые следует проверить в ходе предварительного изучения:

  • Формирование перечня фирм, которые входят в группу компаний. Если в группу входит много организаций, определяются наиболее значимые из них.
  • Сбор информации о компаниях, которые не будут проверяться. Нельзя анализировать только те фирмы, которые подлежат аудиту. Это не даст полного представления о специфике бизнеса.
  • Оценка влияния на бизнес того или иного внешнего фактора.
  • Анализ главных поставщиков и потребителей.
  • Анализ свойств продукции или услуг (в зависимости от того, чем занимается фирма).

К СВЕДЕНИЮ! В рамках предварительного анализа используется такой инструмент, как опросник сотрудников.

Анализ элементов аудиторского риска

Специалисту нужно провести оценку элементов сопутствующего риска. Эта процедура предполагает оценку следующих направлений:

  • Неотъемлемый риск. Подразумевает учет наличия естественных искажений в бухгалтерских счетах и прочих документах.
  • Риск необнаружения. Инструменты, используемые в рамках проверки, не всегда позволяют выявить существенные искажения.

Степень рисков можно оценивать как для одной-двух компаний, так и для всей группы.

Порядок осуществления аудита

Аудит отчетности включает в себя следующие этапы:

  1. Исследование финансовой отчетности, принадлежащей дочерним организациям. Нужно для того, чтобы подтвердить правильность корректировки балансов организаций, выполненной до консолидации. Глубина исследования зависит от степени существенности конкретной фирмы. Отчетность, которая будет консолидирована, может быть или неполной, или частично неверной. Если обнаружатся ошибки, нужно откорректировать документ. На этом этапе исполняется анализ дивидендов, корректировок, которые не были учтены.
  2. Исследование данных о дочерних компаниях. Изучаются документы об аудиторских проверках дочерних фирм. Особое внимание обращается на существенные выводы, доказательства и оговорки, содержащиеся в аудиторском заключении.
  3. Изучение статей консолидированной отчетности. Длительность и сложность этой процедуры будут зависеть от особенностей конкретной фирмы. Как правило, информация проверяется выборочно.

Проверка консолидированной отчетности включает в себя все формы аудиторских мероприятий: тестирование инструментов внутреннего контроля, аналитические меры, исследование сальдо и оборотов по счетам.

Критерии для оценки достоверности сведений

Существуют следующие критерии достоверности, которые применяются при проверке документов:

  • Существование. Аудитор должен убедиться, что материнская фирма действительно владеет дочерними организациями на отчетный период.
  • Права компании. Материнская фирма владеет некоторой долей чистых активов дочерних фирм.
  • Образование. На протяжении отчетного периода в дочерние фирмы инвестировались средства.
  • Полнота. В отчетности должен содержаться полный комплекс сведений.
  • Стоимостная оценка. Балансовая стоимость инвестиций в дочернюю фирму, которые зафиксированы в отчетности, прописана верно.

Существенность этих критериев связана с тем, что главная цель проверки – контроль над правильностью консолидации отчетности, проводимой материнской фирмой.

Какие бумаги проверяются в процессе аудита

В рамках аудита применяются эти источники информации:

  • Организационно-распорядительные бумаги. К ним относится устав материнской и дочерних фирм, учетная политика, план счетов.
  • Отчетность группы организаций. Бухгалтерская, финансовая (в том числе консолидированная) отчетности.
  • Подтверждающие сведения. Утверждения управленцев группы фирм в письменной и устной форме, рабочая документация, переписка с контрагентами, клиентами, налоговыми структурами, договоры и первичная документация. Во внимание также принимаются заключения аудиторов, актуальные для прошлых периодов.

Специалист проверяет не только основную, но и дополнительную документацию. Последняя нужна для формирования полной картины.

Основные ошибки, выявляемые аудиторами

Рассмотрим распространенные ошибки, которые выявляются в ходе аудита:

  • В группу фирм включены исключительно национальные организации.
  • Из перечня дочерних компаний исключены субъекты, менее 50% акций которых принадлежит материнской фирме, но при этом сохраняется контроль над ними.
  • В группу включены субъекты, контрольный пакет акций которых принадлежит материнской фирме, но при этом отсутствует контроль.
  • Неверное начисление амортизации.
  • При учете запасов не осуществлены перерасчеты корректировок, нужные в рамках консолидации.
  • Неверное установление элементов отложенного налога.
  • Операции отражаются не в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены фактически.
  • Дочерние фирмы не осуществляют суммирование выверки остатков, содержавшихся на счетах общих расчетов.
  • В примечании к КФО не содержится достаточных сведений.

Знание типичных ошибок нужно для ускорения проверки. Аудит наиболее проблемных направлений поможет легко обнаружить недочеты.

Результаты аудиторской проверки

После окончания проверки формируется общее мнение о состоянии группы компаний. Затем составляется аудиторское заключение. В нем содержатся следующие сведения:

  • Мнение аудитора по поводу состояния консолидированной отчетности.
  • Перечень объектов, которые подверглись проверке.
  • Основания для выражения мнения.
  • Инструменты, использованные в рамках аудита.
  • Ключевые вопросы, поставленные при выполнении аудита.
  • Определение объема выполненного аудита.
  • Прочие сведения (различная дополнительная информация).

В заключении должны быть указаны все доказательства, собранные в процессе проверки. На их основании формируется общее мнение.

Что делать дальше

Аудиторская проверка заказывается руководством для того, чтобы своевременно выявить недочеты и исправить их. Устранение ошибок позволит не допустить штрафов со стороны надзорных органов, исключает дальнейшую путаницу. Для исправления ошибок в консолидированной отчетности рекомендуется нанять специалиста.