Документы для бизнеса

Все самое необходимое для вашего бизнеса

ТЕМЫ

Должностная инструкция ведущего бухгалтера

Должностная инструкция ведущего бухгалтера является документом, описывающим права и ответственность специалиста. Данная инструкция регулирует весь спектр взаимоотношений ведущего бухгалтера: от топ-менеджмента организации до подчиненных специалистов. Инструкция включает несколько базовых разделов, дополняемых по мере необходимости пунктами, связанными со спецификой фирмы и конкретикой деятельности специалиста.

Образец должностной инструкции ведущего бухгалтера

1. Общие положения

  1. Центральной задачей ведущего бухгалтера является учет финансовых операций и их грамотное отображение в ведущейся отчетности.
  2. Ведущий бухгалтер назначается на свою должность и освобождается от неё приказом руководителя фирмы.
  3. Ведущий бухгалтер должен удовлетворять следующим квалификационным требованиям:
    • законченное профильное высшее или среднее специальное образование;
    • трудовой стаж по бухгалтерскому профилю от трех лет.
  4. Ведущий бухгалтер находится в оперативном подчинении у главного бухгалтера и отчитывается перед ним.
  5. Во время отсутствия специалиста (отпуск, командировка и пр.) его функции выполняет другой работник, с разрешения руководителя организации, о чем издается соответствующий приказ по фирме.
  6. Ведущий бухгалтер должен разбираться в:
    • тематическом законодательстве и нормативных материалах, регулирующих процессы ведения бухгалтерского учета, в том числе сдачи налоговой отчетности;
    • процессах составления текущей отчетности;
    • внутренних правилах, регулирующих ведение отчетности в организации;
    • формах отражения текущих расчетов;
    • анализе деятельности фирмы;
    • планах счетов и их корреспонденции;
    • правилах корректного отображения экономических операций в документах фирмы;
    • правилах отображения результатов деятельности организации в квартальной отчетности;
    • принципах инвентаризации ценностей в ходе ревизионных мероприятий;
    • порядке сдачи документации в регулирующие органы;
    • эксплуатации компьютерной техники и программного обеспечения с целью анализа деятельности фирмы.
  7. В своей деятельности ведущий бухгалтер руководствуется:
    • законами, нормами и правилами, регулирующими составление и сдачу бухгалтерской документации;
    • действующим уставом организации;
    • действующими внутренними распоряжениями;
    • приказами директора фирмы и главного бухгалтера;
    • положениями этой инструкции.

2. Основные функции

В перечень функций ведущего бухгалтера входят:

  1. Процесс подготовки и сдачи налоговой отчетности.
  2. Участие в формировании учётной политики организации.
  3. Аккуратное перечисление положенных налогов и сборов в бюджеты.
  4. Мониторинг налогового законодательства, его анализ и подготовка советов по усовершенствованию налогового планирования организации.
  5. Сбор и контроль текущей отчетности.
  6. Участие в ведении учета активов, пассивов и экономических операций.
  7. Участие в подготовке квартальной отчетности.
  8. Участие в процессах анализа операций фирмы.
  9. Подготовка предложений по улучшению экономической деятельности фирмы.
  10. Наблюдение за сохранностью соответствующей документации.
  11. Участие в работе по выдаче вознаграждения работникам организации.

3. Ответственность ведущего бухгалтера

За ненадлежащее выполнение функций ведущий бухгалтер несет следующую ответственность:

  1. За ущерб, возникший вследствие своих действий, — в пределах, определенных соответствующим законодательством РФ.
  2. За ненадлежащее исполнение обязанностей, перечисленных в этой инструкции, — в соответствии с трудовым законодательством РФ.
  3. За совершенные в ходе своей деятельности нарушения законодательства — дисциплинарную, в соответствии с законодательством РФ.

4. Права

Ведущий бухгалтер располагает следующими правами:

  1. Требовать от сотрудников фирмы данные, нужные для своей работы.
  2. Вносить предложения по улучшению экономических процессов.
  3. Подписывать документацию, входящую в сферу своей ответственности.
  4. Участвовать в обсуждениях, затрагивающих ведение бухгалтерской отчетности.
  5. Знакомиться с документацией фирмы, затрагивающей сферу своей деятельности.
  6. Представлять интересы организации во взаимодействии с контрагентами и контролирующими организациями.

5. Условия труда

  1. Ведущий бухгалтер может быть командирован для решения вопросов по ведению отчетности.
  2. По решению руководства ведущему бухгалтеру может быть временно выделен служебный автомобиль.
  3. Ведущий бухгалтер обладает правом на улучшение своей квалификации за счет фирмы не реже чем раз в два года.
  4. По решению руководства фирмы может быть оформлена подписка на соответствующие отраслевые и тематические ресурсы.
  5. Распорядок рабочего дня определяется в соответствии с соответствующими трудовыми документами фирмы.

6. Должностные связи

Для качественного исполнения обязанностей ведущий бухгалтер взаимодействует:

  1. С руководителем фирмы для получения документации, касающейся подготовки и сдачи отчетности.
  2. С главным бухгалтером для получения данных, нужных для составления текущей отчетности, сдачи квартальной отчетности и подготовки налоговых документов.
  3. С начальниками подразделений организации для получения данных, необходимых для сдачи налоговой отчетности.
  4. С сотрудниками бухгалтерии по вопросам получения информации, необходимых для сдачи отчетности по налогам и сборам, а также текущей бухгалтерской деятельности.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции ведущего бухгалтера .doc

Зачем нужна должностная инструкция

Этот документ очерчивает обязанности и права специалиста, служит основой для его взаимоотношений с руководством и является базовым документом для разрешения возможных юридических споров.

Руководство фирмы с помощью данной инструкции имеет четкое представление о функционале специалиста, сфере его ответственности и правах.

Чем подробнее будут описаны моменты деятельности ведущего бухгалтера, тем меньше будет риск развития конфликтных ситуаций.

Что нужно знать при составлении инструкции

В действующем законодательстве не прописана определенная форма должностной инструкции. Поэтому фирмы имеют широкий спектр возможностей при её составлении. Обычно инструкция включает 4 базовые части, а также несколько дополнительных, включаемых по желанию.

Базовые части:

  • Общие положения.
  • Функции.
  • Права.
  • Ответственность.
  • Дополнительные разделы.

В дополнительные части могут входить, к примеру, условия труда и должностные связи. Сама инструкция составляется в единственном варианте и удостоверяется подписями руководства организации и специалиста. Разберем ключевые разделы более подробно.

Общие положения

В этой части описываются основные моменты трудовой деятельности специалиста.

Особенно важны пункты, устанавливающие необходимые знания и навыки для занятия данной должности, а также требования к формальной квалификации.

Типовыми пунктами являются нормы, на которые должен ориентироваться специалист, а также требования к знакомству с инструкциями и документами.

Основные функции

Этот раздел перечисляет функции ведущего бухгалтера. По усмотрению руководства фирмы он может быть изменен или дополнен, в соответствии со спецификой деятельности конкретного бухгалтера. Отметим, что требуемые функции не должны выходить за пределы соответствующих компетенций специалиста.

Ответственность

В этом разделе прописывается дисциплинарная и материальная ответственность. Прописывается именно общая ответственность, а конкретная определяется в соответствии с пунктами действующего законодательства.

Права

Кроме перечисления общих прав, здесь важно прописать процедуры получения сведений, необходимых для ведения и сдачи отчетности. Эти права не должны выходить за пределы обязанностей специалиста.

Условия труда

Сюда можно включить не только общие гарантии и льготы, но и касающиеся специфики деятельности бухгалтера (командировки, подписка на отраслевые издания).

Должностные связи

Важный раздел именно для этой специальности. Здесь нужно ясно обозначить лиц, с которыми специалист должен взаимодействовать в части получения документов, нужных для качественного выполнения возложенных инструкцией функций. В частности, это нужно для сдачи налоговой документации и публикации квартальной и годовой отчётности.

Документ для вступления в силу дополняется сведениями о специалисте (паспортные данные и ФИО) и заверяется подписью сотрудника. Проставлять печать для инструкции необязательно.