Документы для бизнеса

Все самое необходимое для вашего бизнеса

ТЕМЫ

Когда необходим разделительный баланс

Иногда предприятия вынуждены менять свою организационно-правовую форму: фирмы сливаются, разделяются, присоединяются или выделяются, преобразовываются. Как правильно передать имущественные активы в ходе таких изменений? Для этого и составляется разделительный баланс.

Разберемся с его содержанием, порядком составления, ключевыми особенностями.

Когда необходим разделительный баланс

Реорганизация предприятий – это смена их организационно-правовой формы. Прежнее юрлицо перестает существовать, а его права «наследует» другое юридическое лицо, ставшее правопреемником в результате одного из процессов:

  • слияния;
  • преобразования;
  • разделения;
  • выделения.

Если фирма реорганизуется путем выделения или разделения, то имущественные ценности передаются компании-правопреемнице на основании особого документа – разделительного баланса.

Разделение останавливает деятельность первичного юридического лица, передавая его права нескольким вновь создаваемым организациям. Выделение не ликвидирует материнскую фирму, а позволяет передать часть прав и обязанностей новым компаниям, возникшим из нее. В любом случае нужно адекватно разделить имущество между реорганизованными предприятиями. Этот вопрос и регулирует разделительный баланс, определяя финансы, имущественные активы и обязательства, переходящие к свежеиспеченным бизнес-единицам.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Без разделительного баланса разделить имущество невозможно. Но само действие по написанию этого документа обязательным не является.

Законодательные нормы

  1. Различные формы реорганизации обоснованы в п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ.
  2. Нюансы смены правовой формы между ЗАО и ООО описаны в Федеральном законе №208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года.
  3. Порядок принятия решения о реорганизации регулируется ст. 57 ГК РФ и ст. 20 Федерального Закона № 208-ФЗ.
  4. Регистрация новых юридических лиц, образованных после реорганизации, осуществляется в рамках Федерального Закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» от 08 августа 2001 года.
  5. Правопреемство регулируется положениями Налогового Кодекса РФ.
  6. Передаточный акт составляется на основании упоминаний в ст. 58, 59 ГК РФ и Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций №44н, утвержденных Приказом Минфина России 20 мая 2003 года.

Время составления разделительного баланса

Когда начинать делить имущество фирмы? Этап составления разделительного баланса закономерно наступает после совершения следующих шагов:

  • утверждение решения о реорганизации в результате собрания участников или акционеров, постановления суда или предписания государственных органов;
  • начало процесса;
  • инвентаризация материальных фондов материнского предприятия;
  • ревизия обязательств.

Учредители сами вправе выбрать сроки для написания разделительного баланса.

К СВЕДЕНИЮ! Контролирующие органы для удобства рекомендуют приурочить составление разделительного баланса к концу отчетного периода, лучше – года.

Форма и содержание разделительного баланса

Законодательство не утверждает порядок составления и форму этого документа – это внутреннее дело реорганизуемой фирмы. Единственное обязательное нормативное требование – «положение о правопреемстве», иными словами, следует привести сравнительные данные по имущественным ценностям и долгам у «старой» и «новой» (новых) фирм.

ВНИМАНИЕ! Учредители сами решают, как оценивать имущество: по рыночной цене или по остаточной стоимости.

Удобно применять для оформления стандартный бухгалтерский балансовый бланк, где предусмотрены колонки для реорганизуемой фирмы и всех правопреемниц. Цифра, указанная в первой колонке, посвященной организации-предшественнице, должна являться суммой всех остальных. Например, если из одной фирмы выделяется другая, в балансе нужно предусмотреть три колонки: для изначальной фирмы, для выделенной части и для оставшейся.

В приложении к балансу необходимо подробно описать все обозначенные в таблице суммы: стоимость каждого актива и количество долговых обязательств.

Как делят активы и долги при реорганизации

Основной фактор, определяющий цифры в разделительном балансе, – это соглашение между учредителями фирм, подвергающихся реорганизации. По обоюдному согласию принимаются решения о передаче или сохранении за собой имущественных объектов, денежных средств, обязательств перед кредиторами. Существуют принятые правила, по которым баланс распределяется чаще всего, если стороны не решили иначе:

  • материальные ценности (имущество, запасы, материалы, неоконченное производство и т.п.) делятся по принципу «кому более необходимо»;
  • обязательства по долгам – «минусовые» активы раздаются пропорционально «плюсовым», то есть взявший больше имущества берет на себя большие обязательства;
  • деньги – сумма с различных счетов и кассовых остатков делится так, как договорятся участники.

Документальная основа разделительного баланса

Чтобы новые бухгалтерские отчеты формировались правильно и не вызывали нареканий у проверяющих органов, составление разделительного баланса нужно правильно оформить. Для этого необходима следующая обосновывающая документация:

  • решение учредителей о реорганизации: в нем впервые фиксируется регламент разделения активов и распределения долгов, а также способ оценки имущества;
  • отчеты по бухгалтерии «старой» фирмы – они являются основой для оценки делящегося имущества;
  • бумаги по последней инвентаризации – содержат стоимостную оценку активов;
  • накладные на покупку активов, если она совершена после инвентаризации – бланки требуется приложить к инвентаризационным документам;
  • акты расшифровки обязательств материнской фирмы;
  • «первичка» по приему и передаче основных средств, запасов, материалов, материальных ценностей;
  • опись другого имущества, которое будет передаваться, но не числится в первичных документах;
  • роспись кредиторской и дебиторской задолженности с подтверждением о своевременном уведомлении кредиторов о реорганизации;
  • бумаги, подтверждающие расчеты с различными органами, структурами, фондами (муниципальными и коммерческими);
  • договоры с вновь создаваемыми компаниями (на случай судебных претензий по переданным обязательствам);
  • выписка из ЕГРЮЛ, свидетельствующая о факте реорганизации, прикрепляется после регистрации.

Передаточный акт

Вышеперечисленный комплекс документов подтверждает, что права и обязанности реорганизованной фирмы перешли к новым субъектам, и определяет, какие именно и в какой мере. Поэтому данный пакет документации называют передаточным актом. После составления он утверждается органом, принявшим решение о реорганизации. Передаточный акт предоставляется налоговым органам для регистрации свежесозданных юридических лиц.

Регистрация предприятий-правопреемников

После составления разделительного баланса ничто не помешает зарегистрировать новые организации, взявшие начало из материнской фирмы. В территориальное отделение налоговой следует предоставить такие документы:

  • разделительный баланс;
  • заявления на регистрацию новых юрлиц;
  • квитанции, свидетельствующие об уплате госпошлины;
  • дополнительные документы, если они требуются по положениям Федерального Закона №129 «О государственной регистрации юридических лиц».

После принятия пакета документов придется подождать решения о регистрации. В госсреестр будут внесены записи:

  • о реорганизации прежнего юридического лица;
  • о создании новых организаций.

Для этого нужен срок от нескольких дней до максимум 3 месяцев.

ВАЖНО! Пока новая информация не появится в ЕГРЮЛ, фирма-предшественник официально считается действующей.

Разделительный баланс представители учредителей могут написать самостоятельно. Для этой цели можно пригласить сторонних специалистов, тогда услуга будет платной, а ее стоимость будет зависеть от передаваемых объемов и количества бухгалтерской документации, подлежащей обработке.