Документы для бизнеса

Все самое необходимое для вашего бизнеса

ТЕМЫ

Определение пассива в бухгалтерском балансе

Бухгалтерский баланс — таблица, которая подразделяется на две части: активы и пассивы. Последние отражаются в правой части. Пассив — важнейший показатель состояния компании. Важен для управления компании, формирование плана по ее дальнейшему развитию.

Что такое пассив в бухучете?

Пассив – составляющая бухгалтерского баланса. Информация из учетных документов обеспечит получение следующих данных:

  • объекты, которые находятся в собственности предприятия;
  • финансовые результаты деятельности;
  • источники средств компании.

Активы отражают сведения об имуществе предприятия. Пассивы позволяют определить источники имеющегося капитала. В правой части таблицы бухучета фиксируются:

  • Собственные средства предприятия (включают в себя уставной капитал, а также прибыль, которая не была распределена).
  • Займы и кредиты.
  • Средства, которые удалось привлечь.

Если все упростить, пассивы являются источниками активов. Данная связь обусловлена тем, что управление пассивами приводит к умножению активов. Пассивы и активы неразрывно связаны между собой. Они образуют баланс. Бухгалтерская таблица носит такое название в связи с тем, что пассив равен активу. Оба показателя уравновешивают друг друга.

ВАЖНО! Актив и пассив отражает главный принцип бухучета – принцип двойной записи.

Пример

Суть активов или пассивов проще понять из примера. Предприятие берет в кредит 2 000 000 рублей. Данная операция должна быть отражена в бухучете:

  • 2 миллиона отражаются на счетах. Они должны быть зафиксированы в перечне активов;
  • 2 миллиона указываются на счете «Долги по займам». Зафиксировать показатель нужно в перечне пассивов.

То есть, из активов можно получить сведения о поступлении средств. Из пассивов становится ясен источник денег – кредитование.

Виды пассивов

Пассивы подразделяются на три вида:

  1. Собственные резервные средства предприятия. Формируются из уставного и акционерного капитала.
  2. Долгосрочные обязательства – займы, которые требуется погасить в течение года и более. В состав их могут входить отложенные налоговые обязательства.
  3. Краткосрочные обязательства – займы, которые нужно погасить в срок меньше года. В состав их могут входить не только кредиты, но и обязательства и долги перед сотрудниками предприятия, резервы дальнейших расходов.

ВНИМАНИЕ! Из одних пассивов можно много узнать о деятельности предприятия. Стабильность компании обеспечивается ее собственными средствами. Чем больше в предприятии личного капитала, тем более оно независимо. Насторожить менеджера должна большая доля заемных средств. Это повышает зависимость предприятия от кредиторов. При критической финансовой ситуации организации будет сложно погасить задолженности, что может привести к банкротству.

Отличия собственных и заемных объектов пассива на примере

Выше уже указывалось, что структура баланса дает представление о стабильности компании. Наличие собственных средств – серьезное преимущество предприятия. Правильное использование пассивов обеспечит независимости и благополучие.

Пример использования собственных средств. Компания купила помещение под офисы. Недвижимость сдается в аренду. Средства от аренды непрерывно поступают в бюджет компании. Организация поступает чистую прибыль, не предполагающую обязательств. Средства могут использоваться как на формирование капитала, так и на увеличение оборота. Прибыль не уменьшается вследствие инфляции, так как цены на аренду офисов постоянно растут.

Пример использования заемных средств. Компания взяла в кредит миллион рублей для аренды торгового помещения и покупки партии продукции. Кредит был краткосрочным. Помещение было арендовано. На торговой площадке выставлена продукция. Товар стал популярным у потребителей. За несколько месяцев удалось получить более 2 миллионов рублей. Миллион был направлен на погашение кредита.

Но возможна и другая ситуация. Компания взяла в кредит миллион рублей. Деньги также были направлены на аренду и закупку продукции. Однако товар не встретил успеха у потребителя. За несколько месяцев удалось получить 200 000 рублей. Денег не хватило на последующую аренду торгового помещения, а также на уплату кредита в срок. Кредиторы направились для взыскания долга в суд. Компании пришлось объявить себя банкротом.

ВНИМАНИЕ! Исходя их приведенных примеров, становится ясно, что предприятию выгодно иметь собственные резервы. Однако, на большинстве предприятий, есть и заемные средства. Это совершенно нормально. Главное – отслеживать пропорции между собственными и заемными средствами.

Структура пассивов

Большая часть пассивов состоит из различных обязательств предприятия: кредитов, займов, задолженностей перед сотрудниками или контрагентами. Подразделяются обязательства на данные типы:

  • Мнимые. К ним относятся деньги, которые были предоставлены собственником компании, долги с истекшим сроком давности. Мнимые обязательства можно условно назвать погашенными. Они фиксируются в бухучете и налоговом учете. Учет их ограждает организацию от двойной уплаты. Стоимость оборотов не будет снижаться.
  • Скрытые. Обязательства, которые есть в официальной документации, однако фактически не существуют. Появляются при несвоевременном указании погашенных задолженностей в учете. В состав скрытых пассивов включены отложенные налоговые обязательства, отчисления в целях благотворительности, покрытие задолженностей филиалов компании.
  • Фактические. Такие обязательства и существуют фактически, и правильно отражены в балансе. Включают в себя задолженности перед банковскими и кредитными учреждениями, штатом работников, акционерами.

Обязательства – это разнородная структура. Для понятия положения компании важно проанализировать состав пассивов.

Анализ пассивов

Анализ пассивов включает в себя следующие меры:

  1. Оценка долей краткосрочных и долгосрочных обязательств.
  2. Определение числа ликвидных активов, которые могут служить источником погашения долгов из графы с пассивами.
  3. Оценка долей собственных и заемных средств.

Анализ позволяет построить план развития предприятия, направленный на увеличение собственных средств. Показатели обеспечивают своевременное отслеживание сложной финансовой ситуации компании.

Итак, запомним:

  • Пассив – составляющая баланса компании.
  • Отражает источники поступления активов.
  • В состав пассивов могут входить краткосрочные и долгосрочные обязательства, уставный капитал, долги перед сотрудниками.
  • Обязательства подразделяются на множество категорий: мнимые, скрытые, фактические. Пассивы предприятия можно и нужно анализировать. Они отражают стабильность компании, ее независимость от кредиторов.
  • На основании полученных показателей можно составить план, который поможет улучшить благосостояние предприятия.