Трудно переоценить коммерческую роль рекламы, а значит, и экономическую эффективность затрачиваемых на нее средств.
Однако, эта статья расходов оказывается самой спорной с точки зрения налогообложения (базы налога на прибыль). Не каждое явление, считаемое обывателями рекламой, является таковой с юридической точки зрения. Кроме того, нужно принять во внимание важный критерий правомерности учета трат для налоговых целей – нормируемость расходов.
Рассмотрим, как отражается понятие нормы на рекламные расходы в бухгалтерском и налоговом учете.
Законодательно определенные признаки рекламы
Рекламная деятельность предпринимателей регулируется федеральным законодательством – Федеральным законом «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38. Там дано определение рекламе как виду информации, направленной на создание и поддержание внимания и интереса к объекту, и указаны ее юридические признаки:
- способ, форма и средства распространения не имеют значения – они могут быть любыми;
- круг лиц-адресатов информации не определяется, то есть она предназначена для всех и каждого.
ВАЖНО! Последний критерий является определяющим. Так, например, сувенирные изделия с логотипом фирмы, которые дарятся партнерам и клиентам, нельзя отнести к рекламе, как и расходы на них, поскольку заранее известно, для кого они предназначаются.
Законодательно также определены объекты, не относимые к рекламе:
- данные, которые нужно обнародовать по закону;
- вывески с названием, адресом, режимом работы фирмы;
- сведения о составе товара, производителе, экспортере (импортере), нанесенные на упаковку;
- элементы оформления упаковки товара.
Зачем нужна норма в рекламных расходах
Организация может тратить на рекламу значительные суммы, какие именно – решает руководство с учетом эффективности принятых на этот счет управленческих решений и финансовых возможностей организации. Так как реклама – не только информация, но еще и предпринимательская деятельность, она отражается в соответствующем учете и подлежит налогообложению.
С этой целью траты на рекламу принято делить на два вида:
- нормируемые – те, которые признаются таковыми только в соответствии с определенными критериями;
- ненормируемые – безусловно учитываемые как расходы на рекламу, не ограничиваясь при налогообложении.
От этого разделения зависит, какую сумму затрат фирма может учесть при определении базы для налога на прибыль: в лимитированных границах или полностью.
СПРАВКА! Расходы, предназначенные на рекламу, принято учитывать в составе «Прочих расходов» среди трат на производство или реализацию товара.
Расходы на рекламу, которые не нормируются
Ненормируемые рекламные расходы – те, которые относятся к рекламе во всех случаях и не могут быть расценены как иные. Закон «О рекламе» и Налоговый кодекс РФ (абзацы 2–4 п. 4 ст. 264) приводят закрытый перечень таких расходов.
- Затраты на мероприятия по рекламе, для которых используются средства массовой информации:
- объявления в печатных изданиях;
- радиопередачи;
- телевизионные передачи;
- интернет;
- другие коммуникационные средства.
- стоимость эфирного времени;
- оплата за создание и размещение рекламного ролика;
- зарплата рекламного агента и др.
- Затраты на наружную рекламу, к которой относят:
- рекламные стенды;
- щиты;
- баннеры;
- растяжки;
- световые панели и табло;
- воздушные шары, аэростаты и др.
- Средства для участия в выставочных мероприятиях, таких как:
- ярмарки;
- экспозиции;
- выставки-продажи;
- демонстрационные витрины и т.п.
Затраты на рекламу в СМИ могут трактоваться достаточно широко, к ним относят такие показатели, как:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Созданный рекламный продукт, если он будет существовать и действовать определенное время, становится нематериальным активом, а значит, будет иметь первоначальную балансовую стоимость и подвергаться амортизационным отчислениям в течение всего срока использования.
ВНИМАНИЕ! В состав этих расходов полностью включаются не только траты на саму рекламную информацию, но и на ее носитель. Если носитель принадлежит фирме, значит, является ее активом, со стоимости которого списывается амортизация.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В рамках этих мероприятий расходы на вступительные взносы, оформление разрешений, изготовление брошюр и каталогов, оформление витрин и демонстрационных комнат не нормируются, тогда как затраты, связанные с участием, но необязательные, например, раздача сувениров, дегустация, рассылка рекламных изданий и т.п., подлежат нормированию.
Чтобы рекламные расходы были признаны нормируемыми
Налоговая инспекция пристально следит за включением или исключением расходов в базу налога на прибыль. Во избежание налоговых споров следует строго соблюдать требования к обоснованию ненормируемых рекламных расходов:
- затраты должны осуществляться именно на рекламу, то есть деятельность должна быть строго информационной и не иметь конкретных адресатов;
- нужно иметь подтверждающие рекламное использование информации первичные документы.
НАПРИМЕР. Приведем несколько спорных моментов отнесения расходов к ненормируемым:
- Фирма создала свой сайт и размещает на нем рекламу своих товаров. Расходы на создание сайта признаются рекламными в полном объеме. А вот расходы на создание и работу интернет-магазина, даже если он будет содержать рекламную информацию, относятся к «прочим, связанным с реализацией».
- Мебельная фирма принимает участие в выставке-продаже, для чего оборудовала демонстрационную спальню. Помимо мебели, принадлежащей фирме, в оформление вошли и другие предметы для создания уюта (скатерть, постельное белье, ваза и др.) Затраты на их приобретение и доставку можно отнести к ненормируемым рекламным расходам.
- Фирма-производитель кондитерских изделий устраивает дегустацию. Девушки в фирменных костюмах с логотипом фирмы угощают посетителей печеньем и раздают им рекламные листовки. Затраты на печать листовок – ненормируемые, а на фирменную одежду и дегустационные образцы – нет.
- Фирма провела тренинг по грамотному рекламированию своего товара, правилам вручения образцов клиенту и т.п. Расходы на проведение тренинга не относятся к рекламным.
Нормируемые расходы на рекламу
Все остальные рекламные траты, не обозначенные в НК РФ, подлежат нормированию. Их можно списать с базы налога на прибыль, если они не превышают 1% от выручки за продукцию, реализованную в отчетный период.
Расчет нормы рекламных расходов
Чтобы найти искомый 1%, надо знать, от какой суммы нужно его вычислять. Выручка считается с учетом всех поступлений на баланс за данный период, как финансовых, так и натуральных:
- своя проданная продукция;
- реализация ранее приобретенных товаров;
- полученные имущественные права.
От полученной суммы следует вычесть НДС, акцизы и поступления по выданным компанией займам (они относятся к внереализационным, а выручка предусматривает только доходы от реализации).
Документальное подтверждение рекламных расходов для налогового учета
Итак, база по налогу на прибыль уменьшается на сумму трат по ненормируемым расходам полностью, а по нормируемым – в размере 1% от выручки за данный период. Чтобы признать такие расходы рекламными, их нужно подтвердить документально. Такими подтверждениями могут быть:
- годовые или квартальные планы рекламных кампаний;
- смета расходов на ту или иную рекламную акцию;
- документы на приобретение и/или списание материальных активов, имеющих отношение к рекламной деятельности;
- эфирные справки (при размещении рекламы в эфире).
Рекламный вычет по НДС
В состав рекламных расходов входит и НДС. Его сумму можно списать при соблюдении условий вычета:
- оплаченная реклама должна иметь отношение к облагаемой НДС деятельностью (так, с социальной рекламы вычесть НДС не получится, в отличие от коммерческой);
- правильно оформленный счет-фактура.
Суммы НДС на рекламу не нормируются, даже если этот налог входит в состав нормируемых рекламных затрат.
Бухучет рекламных расходов
В отличие от налогового, в бухучете не происходит разделение расходов на нормируемые и ненормируемые. Они полностью отражаются в той сумме, какая значится в подтверждающей документации.
Для проводок используется счет 44 «Расходы на продажу» или 26 «Общехозяйственные расходы». В зависимости от вида рекламы, вид проводки может быть различным:
- за услуги рекламного агентства, размещение рекламы в СМИ – кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
- списание брошюр, каталогов и другой продукции, не относящейся к основным средствам, – кредит 10 «Материалы»;
- списание амортизации по рекламным конструкциям, признанным основными средствами – кредит 02 «Амортизация ОС»;
- списание амортизации по используемым рекламным роликам, признанным нематериальными активами – кредит 05 «Амортизация нематериальных активов».