Ликвидность – это возможность реализовать актив в сжатые сроки по стоимости, близкой к рыночной. 100-процентная ликвидность характерна только для денег. Соответственно, по отношению к другим активам ликвидность может быть только относительной. Ликвидность активов – один из показателей успешности деятельности компании. Однако существует и обратное понятие – неликвиды.
Что собой представляют неликвиды?
Неликвиды – это те активы, которые крайне сложно продать по рыночной стоимости. Они есть практически у каждого предприятия. К неликвиду относятся:
- бракованные товары;
- просроченная или некондиционная продукция;
- товары, которые не получается реализовать по иным причинам.
ВАЖНО! Многие придерживаются мнения о том, что неликвид – это именно бракованные товары. Однако такой подход очень неэффективен, потому что проблема с неликвидом – это проблема неправильного планирования закупок и продаж.
По каким причинам появляются неликвиды?
Существует множество причин появления неликвидов. Рассмотрим самые распространенные из них:
- Заказ продукции в избыточном объеме. Происходит это по ряду причин: ошибки сотрудников, применение неправильных данных при реализации товаров, низкий уровень автоматизации.
- Утрата качества продукции. Часть продукции обладает установленным сроком годности. Если товар утрачивает свои качества, единственный выход – его списание.
- Игнорирование имеющихся запасов. Иногда сотрудники просто забывают о продукции. В итоге, она продолжает пылиться на складе.
- Неверный учет продукции. Неликвид в документах может фигурировать из-за таких причин, как задвоение позиции, пересортица, неправильные коды.
- Появление адекватного аналога продукту. Если на прилавках появится аналог с лучшими качествами, товар может утратить свою востребованность.
- Реализация сложносоставной продукции. К примеру, магазин реализует комплект инструментов. Однако у потребителей он спросом не пользуется. Успешнее будут реализовываться инструменты по отдельности.
- Нет сопутствующей продукции. Некоторые товары, напротив, продаются только в комплекте.
- Уменьшение спроса. Колебания спроса – это довольно частое явление. К примеру, на некоторую продукцию внезапно возникает необъяснимый ажиотаж. Компании закупают этот товар в увеличенном объеме, однако спрос резко падает.
- Сезонность продукции. Некоторые товары востребованы только в определенные сезоны. Если их не получится реализовать в актуальный сезон, товар будет залеживаться.
Знание причин возникновения неликвида позволяет предотвратить или уменьшить их появление.
Бухгалтерский учет неликвида
В бухучете неликвид может списываться в перечень прочих расходов. Решение о списании принимается руководителем компании. Сведения, на основании которых принимается решение, собираются специальной комиссией. В ее состав входят материально-ответственные лица. Комиссия созывается приказом руководителя. Обязанности комиссии:
- Осмотр объектов, которые будут списываться.
- Определение причин, которые вызвали неликвидность (брак, падение спроса).
- Установление возможности направления объектов на прочие нужды.
- Оценка рыночной стоимости продукции.
Нужно составить акт на списание МПЗ. В нем содержатся следующие данные:
- Название списываемой продукции и ее характеристики.
- Количество.
- Реальная себестоимость.
- Продолжительность хранения.
- Время поступления продукции.
- Причина, по которой списывается товар.
Акт должен быть утвержден руководителем компании. Если комиссией установлена невозможность использования объектов в дальнейшем, они утилизируются. В бухучете утилизированные запасы учитываются в составе прочих расходов. Указываются они на счете 91, субсчете 2. Проводка будет выглядеть следующим образом:
ДТ91-2 КТ10. Списание запасов
Компания при нахождении неликвидов формирует резерв под уменьшение материальных ценностей. Резерв должен быть создан под каждую единицу неликвида. Возможно формирование резервов под уменьшение стоимости объектов по отдельным группам. К примеру, «оборудование», «ПК», «мебель». Уменьшение стоимости запасов возможно только с выполнением следующих условий:
- Уменьшение производится только до рыночной стоимости.
- Снижение выполняется с целью формирования резерва.
- Создание резерва под завершение отчетного года.
Резерв формируется на сумму разности между реальной себестоимостью и рыночной стоимостью. Разность нужно зафиксировать в бухучете следующей проводкой:
ДТ91, субсчет 91-2 КТ14. Резерв под снижение стоимости
Резерв не нужно фиксировать в целях начисления налогов. По этой причине нужно отразить начисление налогового обязательства:
ДТ99 КТ68. Налог на прибыль
Бухгалтер должен вести учет неликвида. Для этого или создается аналитическая таблица, или формируется отдельный субсчет. Если неликвид получится продать, создаются следующие проводки:
- ДТ62 (76) КТ91. Прочие расходы. Начисление средств от продажи неликвида.
- ДТ91 КТ10. Списание себестоимости.
- ДТ91 КТ68. Начисление НДС.
- ДТ14 КТ91. Восстановление резерва, сформированного ранее.
- ДТ68 КТ99. Фиксация постоянного налогового актива.
При продаже неликвида полученные средства будут отражаться в стандартном порядке.
Как реализовать неликвид?
Перед реализацией продукции следует пройти следующие этапы:
- Опись всей продукции, которая относится к неликвиду. Можно выделить отдельные категории товара.
- Примерное определение стоимости, по которой можно продать товар. На этом этапе выделяется продукция, которую стоит отремонтировать для реализации. Формируется список товаров, которые не имеет смысла ремонтировать.
- Определение размера уценки на неликвид. При установлении скидки целью является продажа товара по максимально возможной цене.
Куда деть неликвид с максимальной выгодой для предприятия? Существуют следующие варианты:
- Правильная презентация продукции. Грамотная презентация товара – гарант успеха продаж. Имеет смысл заняться оформлением прикассовой зоны. Неликвид можно поставить на самое видное место, установить привлекательный ценник.
- Возврат продукции поставщику. Это наиболее выгодный вариант. По сути, компания ничего не теряет. Не нужно тратить средства даже на привлечение покупателей. Однако возможность возврата продукции следует обговаривать с поставщиком заранее.
- Продажа неликвида другим компаниям. Продукцию можно продать или своим партнерам, или своим конкурентам. Можно также направить товар в другой филиал компании. Есть возможность, что в другом месте продукция перестанет быть неликвидом.
- Проведение распродаж. Скидки и акции – самый распространенный способ реализации неликвида. Имеет смысл выделить под товар отдельную зону.
- Формирование подарочных наборов. Это еще один вариант, доказавший свою успешность. Особенно он актуален в преддверии праздников.
- Объединение ликвидных и неликвидных товаров. К примеру, компания не может продать мороженное, а также сироп. В этом случае можно попробовать продавать мороженное на развес, добавляя в него сироп.
- Продажа неликвида в определенные сезоны. К примеру, распродажу лопат для уборки снега следует приурочить к концу осени.
- Организация рекламной кампании. Можно развесить плакаты с призывом приобрести товар со скидкой, раздать флаеры. Однако нужно учитывать, что на организацию кампании потребуются средства. Если ожидаемый доход меньше трат, этот вариант не подходит.
Постоянное появление неликвида в большом объеме – следствие серьезной системной ошибкой. В этом случае нужно провести полноценный анализ деятельности компании и выявить недочеты.