Документы для бизнеса

Все самое необходимое для вашего бизнеса

ТЕМЫ

Неликвиды предприятия и их реализация

Ликвидность – это возможность реализовать актив в сжатые сроки по стоимости, близкой к рыночной. 100-процентная ликвидность характерна только для денег. Соответственно, по отношению к другим активам ликвидность может быть только относительной. Ликвидность активов – один из показателей успешности деятельности компании. Однако существует и обратное понятие – неликвиды.

Что собой представляют неликвиды?

Неликвиды – это те активы, которые крайне сложно продать по рыночной стоимости. Они есть практически у каждого предприятия. К неликвиду относятся:

  • бракованные товары;
  • просроченная или некондиционная продукция;
  • товары, которые не получается реализовать по иным причинам.

ВАЖНО! Многие придерживаются мнения о том, что неликвид – это именно бракованные товары. Однако такой подход очень неэффективен, потому что проблема с неликвидом – это проблема неправильного планирования закупок и продаж.

По каким причинам появляются неликвиды?

Существует множество причин появления неликвидов. Рассмотрим самые распространенные из них:

  1. Заказ продукции в избыточном объеме. Происходит это по ряду причин: ошибки сотрудников, применение неправильных данных при реализации товаров, низкий уровень автоматизации.
  2. Утрата качества продукции. Часть продукции обладает установленным сроком годности. Если товар утрачивает свои качества, единственный выход – его списание.
  3. Игнорирование имеющихся запасов. Иногда сотрудники просто забывают о продукции. В итоге, она продолжает пылиться на складе.
  4. Неверный учет продукции. Неликвид в документах может фигурировать из-за таких причин, как задвоение позиции, пересортица, неправильные коды.
  5. Появление адекватного аналога продукту. Если на прилавках появится аналог с лучшими качествами, товар может утратить свою востребованность.
  6. Реализация сложносоставной продукции. К примеру, магазин реализует комплект инструментов. Однако у потребителей он спросом не пользуется. Успешнее будут реализовываться инструменты по отдельности.
  7. Нет сопутствующей продукции. Некоторые товары, напротив, продаются только в комплекте.
  8. Уменьшение спроса. Колебания спроса – это довольно частое явление. К примеру, на некоторую продукцию внезапно возникает необъяснимый ажиотаж. Компании закупают этот товар в увеличенном объеме, однако спрос резко падает.
  9. Сезонность продукции. Некоторые товары востребованы только в определенные сезоны. Если их не получится реализовать в актуальный сезон, товар будет залеживаться.

Знание причин возникновения неликвида позволяет предотвратить или уменьшить их появление.

Бухгалтерский учет неликвида

В бухучете неликвид может списываться в перечень прочих расходов. Решение о списании принимается руководителем компании. Сведения, на основании которых принимается решение, собираются специальной комиссией. В ее состав входят материально-ответственные лица. Комиссия созывается приказом руководителя. Обязанности комиссии:

  • Осмотр объектов, которые будут списываться.
  • Определение причин, которые вызвали неликвидность (брак, падение спроса).
  • Установление возможности направления объектов на прочие нужды.
  • Оценка рыночной стоимости продукции.

Нужно составить акт на списание МПЗ. В нем содержатся следующие данные:

  • Название списываемой продукции и ее характеристики.
  • Количество.
  • Реальная себестоимость.
  • Продолжительность хранения.
  • Время поступления продукции.
  • Причина, по которой списывается товар.

Акт должен быть утвержден руководителем компании. Если комиссией установлена невозможность использования объектов в дальнейшем, они утилизируются. В бухучете утилизированные запасы учитываются в составе прочих расходов. Указываются они на счете 91, субсчете 2. Проводка будет выглядеть следующим образом:

ДТ91-2 КТ10. Списание запасов

Компания при нахождении неликвидов формирует резерв под уменьшение материальных ценностей. Резерв должен быть создан под каждую единицу неликвида. Возможно формирование резервов под уменьшение стоимости объектов по отдельным группам. К примеру, «оборудование», «ПК», «мебель». Уменьшение стоимости запасов возможно только с выполнением следующих условий:

  • Уменьшение производится только до рыночной стоимости.
  • Снижение выполняется с целью формирования резерва.
  • Создание резерва под завершение отчетного года.

Резерв формируется на сумму разности между реальной себестоимостью и рыночной стоимостью. Разность нужно зафиксировать в бухучете следующей проводкой:

ДТ91, субсчет 91-2 КТ14. Резерв под снижение стоимости

Резерв не нужно фиксировать в целях начисления налогов. По этой причине нужно отразить начисление налогового обязательства:

ДТ99 КТ68. Налог на прибыль

Бухгалтер должен вести учет неликвида. Для этого или создается аналитическая таблица, или формируется отдельный субсчет. Если неликвид получится продать, создаются следующие проводки:

  • ДТ62 (76) КТ91. Прочие расходы. Начисление средств от продажи неликвида.
  • ДТ91 КТ10. Списание себестоимости.
  • ДТ91 КТ68. Начисление НДС.
  • ДТ14 КТ91. Восстановление резерва, сформированного ранее.
  • ДТ68 КТ99. Фиксация постоянного налогового актива.

При продаже неликвида полученные средства будут отражаться в стандартном порядке.

Как реализовать неликвид?

Перед реализацией продукции следует пройти следующие этапы:

  1. Опись всей продукции, которая относится к неликвиду. Можно выделить отдельные категории товара.
  2. Примерное определение стоимости, по которой можно продать товар. На этом этапе выделяется продукция, которую стоит отремонтировать для реализации. Формируется список товаров, которые не имеет смысла ремонтировать.
  3. Определение размера уценки на неликвид. При установлении скидки целью является продажа товара по максимально возможной цене.

Куда деть неликвид с максимальной выгодой для предприятия? Существуют следующие варианты:

  1. Правильная презентация продукции. Грамотная презентация товара – гарант успеха продаж. Имеет смысл заняться оформлением прикассовой зоны. Неликвид можно поставить на самое видное место, установить привлекательный ценник.
  2. Возврат продукции поставщику. Это наиболее выгодный вариант. По сути, компания ничего не теряет. Не нужно тратить средства даже на привлечение покупателей. Однако возможность возврата продукции следует обговаривать с поставщиком заранее.
  3. Продажа неликвида другим компаниям. Продукцию можно продать или своим партнерам, или своим конкурентам. Можно также направить товар в другой филиал компании. Есть возможность, что в другом месте продукция перестанет быть неликвидом.
  4. Проведение распродаж. Скидки и акции – самый распространенный способ реализации неликвида. Имеет смысл выделить под товар отдельную зону.
  5. Формирование подарочных наборов. Это еще один вариант, доказавший свою успешность. Особенно он актуален в преддверии праздников.
  6. Объединение ликвидных и неликвидных товаров. К примеру, компания не может продать мороженное, а также сироп. В этом случае можно попробовать продавать мороженное на развес, добавляя в него сироп.
  7. Продажа неликвида в определенные сезоны. К примеру, распродажу лопат для уборки снега следует приурочить к концу осени.
  8. Организация рекламной кампании. Можно развесить плакаты с призывом приобрести товар со скидкой, раздать флаеры. Однако нужно учитывать, что на организацию кампании потребуются средства. Если ожидаемый доход меньше трат, этот вариант не подходит.

Постоянное появление неликвида в большом объеме – следствие серьезной системной ошибкой. В этом случае нужно провести полноценный анализ деятельности компании и выявить недочеты.